«Чтение как средство развития школьного сообщества»

Фотовыставка

Проект «Чтение как средство развития школьного сообщества»
«Чтение – лучшее учение»
(пословица)
Для увеличения числа активно читающих обучающихся и педагогов, для увеличения числа семей, заинтересованных в развитии культуры чтения

Цель проекта: Развитие условий для увеличения на 15% числа активно читающих педагогов и обучающихся и для увеличения на 15% числа семей, заинтересованных в развитии культуры чтения детей.
Задачи проекта:
• активизация деятельности школьной библиотеки по развитию детского чтения (годовой круг библиотечных событий);
• интеграция деятельности школьной библиотеки в систему воспитания образовательной организации;
• социальное партнерство в сфере развития культуры чтения образовательного сообщества.

Содержание проекта
Направления:
1) активизация работы школьной библиотеки по развитию культуры чтения;
Развитие материально-технических условий для чтения:
• пополнение книжного фонда (1 раз в четверть);
• обеспечение периодическими изданиями (подписки на год);
• наличие на каждом этаже залов открытого чтения (в том числе – электронных);
• обеспечение условий для работы с Президентской электронной библиотекой, с другими электронными библиотеками и ресурсами; развитие цифрового пространства для чтения;
• организация книгообмена и буккроссинга;
• реклама новинок художественной литературы (аудиовидео; стенды, экраны);
• наличие мотивирующих на чтение стендов/призывов/слоганов («Редкая книга»; «Новая книга»; «Почитай: это интересно» и т.д.).
Годовой круг библиотечных событий Системные проекты (01.09-31.05):
• «Читающая школа»/ «Школа – территория чтения» («Читающий класс», «Читающая семья»); • «Золотой читательский билет»;
• «День библиотеки» (каждая среда);
• «Мамино чтение»;
• «Наша классная библиотека»;
• «Читаем народные сказки!»
• «Наша классная книга для чтения»;
• «Моя книжная полка/книжная полка класса/книжная полка учителя/книжная полка семьи». Блиц-проекты: посвящены конкретным литературным датам.
Годовой круг библиотечных событий (сентябрь – август)
Первая четверть:
Сентябрь: старт системных проектов (для всего сообщества).
Октябрь: открытие второго обменного места книг, акция принеси книгу. Старт проекта 10а класс «Читаем сказки» для учащихся начальной школы.

Вторая четверть:
Ноябрь: День/неделя/декада Ф.М. Достоевского (200 лет) – для всего сообщества.
Декабрь: День/неделя/декада Н.А. Некрасова (200 лет) – для всего сообщества;

Третья четверть:
Январь: День/неделя/декада сказителей и сказочников (День былинного богатыря Ильи Муромца; 100 лет Дж. Толкиену; 140 лет А. Милну; 190 лет Льюису Кэрроллу) – для всего сообщества; День комедии (400 лет Мольеру) – для старшеклассников/одаренных детей. Февраль: День/неделя/декада мировой литературы (Чарьзу Диккенсу – 210 лет; Карло Гольдони – 315 лет; Виктору Гюго – 220 лет) Международный день книгодарения (для всего сообщества). Лотману Ю.М. – 100 лет (для одаренных детей).
Март: День поэзии (для всего сообщества); Всемирный день чтения вслух (для всего сообщества); Неделя детской и юношеской книги (для всего сообщества); День К.И. Чуковского (для всего сообщества); 85 лет Валентину Распутину (для всего сообщества/для одаренных детей).
Четвертая четверть:
Апрель: День смеха (для всего сообщества). Международный день детской книги (для всего сообщества. Юбилеи: 85 лет Белле Ахмадулиной, 205 лет Константину Аксакову, 210 лет А.И. Герцену) – для старшеклассников/одаренных детей. День детских писателей (З.И. Воскресенской – 115 лет; В.А. Осеевой – 120 лет) – для начальной школы. День В. Каверина (120 лет) – для 5-11 классов.
Май: День словаря (250 лет Фридриху Брокгаузу) – для всего сообщества; Общероссийский день библиотек (для всего сообщества); 150 лет Н.А. Теффи; 85 лет А. Битову, 145 лет М. Волошину, 235 лет К. Батюшкову, 130 лет Ивану Соколову-Микитову, 110 лет Льву Ошанину, 130 лет Константину Паустовскому День славянской письменности (для всего сообщества).
ЛЕТНЯЯ четверть:
Июнь: Пушкинский день России (для всего сообщества). 85 лет Юнне Мориц (для начальной школы – пришкольный лагерь). 210 лет И.А. Гончарову (для желающих и одаренных детей). 115 лет Арсению Тарковскому (для желающих и одаренных детей). 310 лет Ж. Руссо (для желающих и одаренных детей).
Июль: День мушкетеров (220 лет А. Дюма) – для всего сообщества. 145 лет Г. Гессе (для желающих и одаренных детей). 145 лет А. Ремизову (для желающих и одаренных детей). 230 лет П.А. Вяземскому (для желающих и одаренных детей). 220 лет А. Дюма (для желающих и одаренных детей).
Август: День Синей птицы (160 лет М. Метерлинку) – для всего сообщества. 155 лет Дж. Голсуорси (для желающих и одаренных детей). 85 лет А. Вампилову (для желающих и одаренных детей). 90 лет В. Аксенову (для желающих и одаренных детей).
2) интеграция деятельности библиотеки в воспитательную систему школы;
Интеграция работы библиотеки: в деятельность предметных и межпредметных кафедр/методических объединений: • презентация новинок литературы для педагогов; • консультации для педагогов по выбору произведений литературы для иллюстрации/углубления учебного материала по всем предметам; • участие библиотеки в проведении предметных недель (взаимодействие с кафедрами).
Предметные недели и чтение
Сказочная неделя:
Интеграция работы библиотеки: в воспитательную работу школы:
• презентация новинок литературы для классных руководителей;
• консультации для классных руководителей по выбору книги для чтения всем классом;
• участие библиотеки в проведении общешкольных событий (взаимодействие с заместителем по ВР)
Интеграция работы библиотеки: в общешкольные и классные родительские собрания/клубные встречи:
• презентация новинок литературы для родителей;
• консультации для родителей по выбору книг для семейного чтения;
• участие библиотеки в проведении общешкольных родительских собраний (взаимодействие с администрацией).
Интеграция работы библиотеки: в коллегиальные события педагогов:
• участие в проведении семинаров для педагогов;
• консультации для педагогов по выбору книг для личного чтения;
• проведение библиотечных клубных программ/салонов/конференций для педагогов;
• Проект для педагогов «Почитаем классику вместе».

3) социальное партнерство в сфере развития культуры чтения.
Направления деятельности:
• совмещение календарей книжных событий и акцент на ключевые события;
• позиционирование работы и профессии педагога-библиотекаря;
• обучение и переподготовка педагоговбиблиотекарей;
• организация практик студентов очной формы обучения направления «Библиотечноинформационная деятельность».
Для одаренных и увлеченных детей: Организация участия детей в российских, региональных, муниципальных и школьных конкурсах читателей: «Живая классика» «Классное внеклассное» «ИнтерКиндер» «Читаем вместе» «Страница 19»… И многих других
Ожидаемые результаты:
• увеличение на 15% числа активно читающих детей и педагогов;
• увеличение на 15% числа семей, заинтересованных в развитии культуры чтения детей;
• повышение качества образования по итогам учебного года на 2-5%;
• повышение среднего балла ЕГЭ по устным предметам на 1-2 балла;
• увеличение числа призеров и победителей всех этапов Всероссийской олимпиады школьников.

Ресурсы и риски:
• Наличие среди детей, родителей, педагогов группы активно читающих. Риск: Неумение и нежелание административной команды использовать этот потенциал. Управленческое решение: Анализ потенциала и его использование.
• Профессионализм и позитивные личные качества педагогов-библиотекарей. Риск: Нехватка времени и отсутствие рациональной организации их труда администрацией школы. Управленческое решение: Интеграция библиотечной работы (в сфере воспитания культуры чтения) в образовательную деятельность школы.
• Ресурс: Наличие фонда художественной литературы, выхода Интернет, электронных изданий. Риск: Недостаточное комплектование фонда и отсутствие средств/отсутствие статьи на ежемесячное пополнение фонда, на подписку и электронные издания. Управленческое решение: Включить данную статью в План финансовохозяйственной деятельности.
• Ресурс: Позитивный настрой административной команды (преобразования!). Риск: Отсутствие опыта; отсутствие концептуальных подходов к развитию культуры чтения. Управленческое решение: Учиться у тех, кто умеет развивать культуру чтения.
• Ресурс: Наличие материально-технической базы библиотеки. Риск: Отсутствие необходимых элементов (стеллажей, электронных читальных залов, оборудованных уголков для чтения). Управленческое решение: найти способы для решения данной проблемы.
• Ресурс: Включение вопросов развития культуры чтения в общешкольный план работы. Риск: Ожидание быстрых результатов. Управленческое решение: Корректировка планов в зависимости от глубины проблемы в данном ОУ
• Ресурс: Планирование работы и контроль промежуточных результатов. Риск: Несвоевременность решений, оправдание промедления, отсутствие поиска эффективных способов достижения результатов. Управленческое решение: Смена ответственных за направление; коллегиальное решение поставленных задач.
• Ресурс: Наличие систем мониторинга, внешней и внутренней систем оценки качества. Риски: Сложность контроля чтения/начитанности. Управленческое решение: Разработка систем контроля чтения (критерии, показатели активно читающих детей и взрослых).
• Ресурс: Наличие вдохновенной административной команды, волонтеров культуры и чтения и т.д. Риск: Отсутствие мотивации к чтению у детей и взрослых. Управленческое решение: Развитие мотивации: ряд управленческих решений.
• Ресурс: Педагог-библиотекарь – профессионал, влюбленный в свое дело. Риск: Смена библиотекаря. Управленческое решение: Создание системы – и поиск под нее работника.
Дорожная карта
Этап 1: старт проекта.
Этап 2: системная работа (вторая четверть 2021-2022 учебного года)
Этап 3: развитие проекта (третья четверть 2021-2022 учебного года)
Этап 4: завершение проекта (четвертая четверть 2021-2022 учебного года).

Жизнь долгая, мы всё успеем, но нужно успеть подарить себе и детям наслаждение чтением! Все-таки чтение – основа основ качества образования.

Читайте также: